1985 год. ГИПРОНИИ АН СССР. Можно считать, что именно здесь началось зарождение будущей мастерской, известной теперь под брендом Сергей Киселев и Партнеры. Институт тогда возглавлял Юрий Павлович Платонов и, во многом благодаря его возможностям, сотрудники одними из первых начали освоение графических программ на новой импортной технике. Это было интересное время и вместе с тем период несколько застойный. Возможностей для профессиональной реализации, как и творческих перспектив, практически не наблюдалось, Сергей Киселев начал искать новые пути для развития и формировал вокруг себя команду единомышленников. Здесь, в 5-й мастерской произошло первое знакомство Игоря Шварцмана и Сергея Киселева, отсюда вышли будущие сотрудники СКиПа Сергей Попов, Анастасия Хомякова, Михаил Чирков, Ольга Плужникова.
1987 год. Начало кооперативного движения в Советском Союзе. Один из первых кооперативов назывался «Контур». В нем Сергей Киселёв начал работать параллельно со службой в ГИПРОНИИ. Кооператив «Контур» - это целая история. Он представлял собой комплексную организацию, состоящую из 52 направлений. Архитекторам достался №1, рядом соседствовали: гастрольная деятельность, изготовление малярных валиков, кузнечное производство, торговля, программирование, строительство и производство стройматериалов и т. д.
1987 год. Начало кооперативного движения в Советском Союзе. Один из первых кооперативов назывался «Контур». В нем Сергей Киселёв начал работать параллельно со службой в ГИПРОНИИ. Кооператив «Контур» - это целая история. Он представлял собой комплексную организацию, состоящую из 52 направлений. Архитекторам достался №1, рядом соседствовали: гастрольная деятельность, изготовление малярных валиков, кузнечное производство, торговля, программирование, строительство и производство стройматериалов и т. д.
Знаковой работой в «Контуре» стала реализация проекта представительства СП «Бурда-Моден» на Пушечной улице в знаменитом здании пассажа Попова. Изначально проект выполнялся в Моспроекте-2, но что-то пошло не так, провели камерный конкурс между Сергеем Киселевым и немецким архитектором Клаусом Бастианом, в результате которого заказ на проектирование и строительство достался «Контуру». Тогда еще молодые и не опытные специалисты, сотрудники мастерской №1 решительно делали вид, что разбираются в строительстве наравне с бонзами советского строительного комплекса, которых в «Контуре» было не мало. Здесь не было никакой стилизации, вполне уместное сочетание реставрации с современным прочтением. Проект удовлетворил всех заинтересованных лиц, плодотворное сотрудничество с СП «Бурда-Моден» продолжилось, благодаря чему позже появилось еще более 10 проектов салонов в разных городах страны и за рубежом.
Вместе с успехом вскоре пришло и разочарование: при всей яркости программы, исполнение «на местах» представляло собой доморощенное хозспособом строительство в сочетании с сомнительным качеством. Идея сама себя дискредитировала, к тому же спал интерес покровителей и перспективы стали туманнее. Надо было искать другие пути развития, захотелось большей самостоятельности и вся немногочисленная проектная группа под руководством С.Киселева примкнула к Всесоюзному объединению «Архпроект» и стала его мастерской ТМА-7. Но помещения должны были искать себе сами.
В Москве в это время открывался первый копировальный центр «Ксерокс». Им требовалось запроектировать несколько салонов, для чего они разместили своих проектировщиков в одной из квартир расселенного дома в 3-м Кадашевском переулке. Выяснилось, что этот дом населен также случайно оказавшимися здесь людьми и организациями, встречались интересные люди, с которыми отношения и в дальнейшем продолжились.
В Москве в это время открывался первый копировальный центр «Ксерокс». Им требовалось запроектировать несколько салонов, для чего они разместили своих проектировщиков в одной из квартир расселенного дома в 3-м Кадашевском переулке. Выяснилось, что этот дом населен также случайно оказавшимися здесь людьми и организациями, встречались интересные люди, с которыми отношения и в дальнейшем продолжились.
Через какое-то время судьба свела с компанией «Лада Маком», предложившей спроектировать здание в 5-ом Монетчиковском переулке прямо на крыше убежища гражданской обороны, по совместительству выполнявшего роль пункта управления Октябрьского райисполкома. Поскольку в то время предпринимательство процветало во всех видах, то и убежищами ГО стали востребованы для размещения клубов, кафе, офисов и других, вполне мирных объектов. Самым привлекательным для обоих сторон было предложение получить в результате собственное помещение для мастерской, отработав его самим проектированием. Для молодой архитектурной компании вначале 90-х такая возможность была просто подарком свыше. Выделили часть третьего этажа для себя, а надстройку на четвертом этаже определили под сдачу в аренду. Под эти площади пришлось сделать и еще несколько небольших проектов для теперь уже партнера по долевому строительству. Вскоре после сдачи объекта у застройщика начались кредитные проблемы с банком, суды. Потом серия наших судов, победа и, в итоге, после трех лет работы с затянутыми поясами появилась первая в стране архитектурная мастерская с собственным помещением почти 400 кв.м.
С середины 80-х годов была объявлена Перестройка и Советский Союз начал постепенно открываться миру. Союз архитекторов СССР в этот период возглавлял Юрий Павлович Платонов. Началось движение архитектурного сообщества на Запад и была организована поездка в Америку делегации под руководством Юрия Платонова, в состав которой вошли также архитекторы Джим Торосян, Александр Кудрявцев и Сергей Киселев.
В Америке состоялось знакомство Сергея Киселева с американским архитектором и общественным деятелем Сидни Гилбертом (компания SPGA). Деловая переписка длилась год и летом 1991 года в мастерскую приехали сын Гилберта Джей и его партнер Ричард Ниниджер. Пробыли чуть больше месяца и, несмотря на тяжелое время и бытовые трудности, прием прошел на достойном уровне. Позже, в октябре 1991 года, Сергей Киселев и Игорь Шварцман отправились с ответным 1.5-месячным визитом в Нью-Йорк на стажировку в офис SPGA. К слову сказать, в августе произошел путч, поездка была под угрозой, но все обошлось и делегация прилетела в Америку уже из другой страны.
В Америке учили не архитектуре, а архитектурному бизнесу: менеджмент, маркетинг, делопроизводство, организация и работа архитектурного бюро, инженерных компаний и многому другому, о чем в то время отечественные архитекторы имели весьма смутное представление. Ощущался неподдельный интерес и теплое отношение американцев, что вызывало естественные ответные чувства.
В Америке состоялось знакомство Сергея Киселева с американским архитектором и общественным деятелем Сидни Гилбертом (компания SPGA). Деловая переписка длилась год и летом 1991 года в мастерскую приехали сын Гилберта Джей и его партнер Ричард Ниниджер. Пробыли чуть больше месяца и, несмотря на тяжелое время и бытовые трудности, прием прошел на достойном уровне. Позже, в октябре 1991 года, Сергей Киселев и Игорь Шварцман отправились с ответным 1.5-месячным визитом в Нью-Йорк на стажировку в офис SPGA. К слову сказать, в августе произошел путч, поездка была под угрозой, но все обошлось и делегация прилетела в Америку уже из другой страны.
В Америке учили не архитектуре, а архитектурному бизнесу: менеджмент, маркетинг, делопроизводство, организация и работа архитектурного бюро, инженерных компаний и многому другому, о чем в то время отечественные архитекторы имели весьма смутное представление. Ощущался неподдельный интерес и теплое отношение американцев, что вызывало естественные ответные чувства.
Вернувшись на Родину с новым опытом и знаниями, стало понятно, что революция произошла не только в стране, но и в профессии, поэтому работать по старинке было уже нельзя. Требовалась новая модель организационной структуры. В компании была проведена своего рода шоковая терапия: появились владельцы и нанятые работники, частная собственность на средства производства и другие капиталистические атрибуты. Эти преобразования, в то же время, привели к расколу, ушли 6 человек. В ходе реализации намеченной стратегии появилось и актуальное имя мастерской «Сергей Киселёв и партнеры», и структура, которая актуальна и сегодня.
В начале 90-х годов начал проявляться огромный интерес к России со стороны Запада. Сидни Гилберт оказался не просто архитектором, но и талантливым бизнесменом. Еще в Нью-Йорке было подписано рамочное соглашение, родилась компания SPGA+SK&P и началась работа в области корпоративного дизайна для представительств иностранных компаний в России по понятным для них стандартам, но применительно к местным реалиям.
В начале 90-х годов начал проявляться огромный интерес к России со стороны Запада. Сидни Гилберт оказался не просто архитектором, но и талантливым бизнесменом. Еще в Нью-Йорке было подписано рамочное соглашение, родилась компания SPGA+SK&P и началась работа в области корпоративного дизайна для представительств иностранных компаний в России по понятным для них стандартам, но применительно к местным реалиям.
В этот период так называемое СП выполнило проекты для Estee Lauder, Mary Key Cosmetics, Otis Elevator Int., Philip Morris Company Inc., Procter & Gamble, Reebok-Россия, Bristol-Myers Squibb. Удавалось совмещать практику западного менеджмента с пониманием отечественного проектного и согласовательного процесса. Постепенно интересы интерьерного проектирования Сидни Гилберта и наши стремления СКиП к «большой» архитектуре стали расходиться, и бывшие партнеры пошли своим путем, оставшись в дружеских отношениях.
В 1993 году поступило приглашение от Б.В. Палуя, руководителя мастерской в Моспроекте-2, поучаствовать в архитектурном проектировании резиденции президента Российской Федерации в Кремле, в реконструируемом корпусе №1 - здании Сената. Был практически открыт филиал мастерской в Моспроекте, привлечены новые людей. ГАПом объекта стал Вячеслав Богачкин. Это отняло 3 года жизни мастерской, включая выпуск исполнительной документации, но и опыт был интересный. Кстати, первый этап, эскизный проект, вышел под именем СКиП, а вот следующие фазы пришлось проектировать под шапкой Моспроекта: прямо дали понять, что нехорошо частной компании представлять архитектуру для такого объекта.
С середины 90-х годов страна, постепенно справляясь с постперестроечными тяготами, плавно входила в строительный бум. Начали появляться достаточно крупные заказы от предприимчивых российских бизнесменов. В течение последующего десятилетия появились такие знаковые для мастерской и отмеченные многими премиями объекты как «Эрмитаж Плаза», «Авангард», «Красная Роза», «Вивальди Плаза», «Миракс Плаза» и многие другие.
Нельзя не упомянуть и об аквапарке в Ясенево – печально известном «Трансвааль-парке»…Связанная с ним трагедия в феврале 2004 года всегда будет напоминать о себе болью, несмотря на то, что во всем разобрались и профессионализм мастерской на этом объекте оказался неоспорим.
С середины 90-х годов страна, постепенно справляясь с постперестроечными тяготами, плавно входила в строительный бум. Начали появляться достаточно крупные заказы от предприимчивых российских бизнесменов. В течение последующего десятилетия появились такие знаковые для мастерской и отмеченные многими премиями объекты как «Эрмитаж Плаза», «Авангард», «Красная Роза», «Вивальди Плаза», «Миракс Плаза» и многие другие.
Нельзя не упомянуть и об аквапарке в Ясенево – печально известном «Трансвааль-парке»…Связанная с ним трагедия в феврале 2004 года всегда будет напоминать о себе болью, несмотря на то, что во всем разобрались и профессионализм мастерской на этом объекте оказался неоспорим.
В 2010 году трагически ушел из жизни Сергей Киселев. Это была потеря невосполнимая, тот случай, когда есть незаменимые люди и их не надо пытаться заменять. Было принято решение сохранить и имя, и структуру компании. Бригады, руководимые ГАПами, ГИПы, инженеры-специалисты и административно-управленческий персонал. Сергей, с присущим ему вкусом, интуицией и интеллигентностью не влезал без необходимости в мелочи, но принимал, по его словам «окончательное архитектурное решение». При этом мастерская никогда не была «авторской», успех определяла работа команды. Конечно, компания без Сергея Киселева уже другая, но объединяющие ее принципы пока удается сохранять. По отзывам со стороны, прослеживается определенный стиль при разнообразии почерков.
В стенах мастерской нет разговоров о мессианской роли архитектуры. Строить себе памятники за чужой счет не совсем благопристойное занятие. Нормальная форма взаимоотношений с частным клиентом – профессиональные услуги, своего рода архитектурный сервис. В ранних буклетах мастерской крупными буквами было написано: Репутация – самый ценный капитал. И еще важный принцип двух «У»: Уместность и Умелость. Архитектура должна быть уместна именно в этом месте, какой бы она не казалась утилитарной и не амбициозной. А для этого объект должен быть сделан умело: профессионально, мастеровито, сообразно канонам ремесла. Коротко об архитектуре АМ СКиП: современная, буржуазная, интеллигентная, качественная, не лишенная интеллекта. Стилистические ярлыки - к искусствоведам и журналистам.
Мастерская пребывает уже в зрелом возрасте. Всегда разнились мнения о дате ее рождения. Какова точка отсчета: первое объединение единомышленников для проекта Бурды в 1987 году, или начала «революционных преобразований» 1991 года, или учитывать более формальные даты изменения организационно-правовых форм? В любом случае, возраст почтенный. За это время через СКиП прошло столько людей, впоследствии успешно реализовавших себя, что по общему признанию мастерская может считаться кузницей архитектурных кадров. Вот те, кто открыл собственные архитектурные компании: Дмитрий Быков и Игорь Качанов, Сергей Попов и Андрей Третьяков, Сергей Чертков, Вячеслав Богачкин и Оксана Камышова, Сергей Скуратов, Константин Ходнев. И еще многие, работающие в других компаниях, или закончившие активную профессиональную деятельность, но сохранившие о мастерской, по их словам, теплые воспоминания. На этом сайте можно увидеть всех, а также многое из того, чему тесно в рамках этого одного короткого предисловия.
Мастерская пребывает уже в зрелом возрасте. Всегда разнились мнения о дате ее рождения. Какова точка отсчета: первое объединение единомышленников для проекта Бурды в 1987 году, или начала «революционных преобразований» 1991 года, или учитывать более формальные даты изменения организационно-правовых форм? В любом случае, возраст почтенный. За это время через СКиП прошло столько людей, впоследствии успешно реализовавших себя, что по общему признанию мастерская может считаться кузницей архитектурных кадров. Вот те, кто открыл собственные архитектурные компании: Дмитрий Быков и Игорь Качанов, Сергей Попов и Андрей Третьяков, Сергей Чертков, Вячеслав Богачкин и Оксана Камышова, Сергей Скуратов, Константин Ходнев. И еще многие, работающие в других компаниях, или закончившие активную профессиональную деятельность, но сохранившие о мастерской, по их словам, теплые воспоминания. На этом сайте можно увидеть всех, а также многое из того, чему тесно в рамках этого одного короткого предисловия.